iSpring20 июля 2016

iSpring.
Стандарты нового образования

iSpring.
Стандарты нового образования

Испокон веку самые масштабные общественные процессы (управление странами и провинциями, борьба за мир во всем мире, воспитание и обучение молодого поколения и пр.) опирались на массовые мероприятия: сессии, марши, конференции. Эти события требовали личного присутствия участников. В больших странах, таких как наша, на них реально съезжались издалека. Отсюда и хорошее старое русское слово «съезд».

Съезд, он и в Африке съезд.

Скажем, съезд ритейлеров Intel, безусловно, отличается от съезда КПСС цветом знамен и значительно уступает ему мощью несмолкающих аплодисментов.

Аплодисменты перед выступлением Л. И. Брежнева

Но главной и в том и в другом случае является ритуальная часть мероприятия: громкие гимны, торжественные речи, бурные проявления радости. Все это направлено на укрепление единства (или чувства причастности), но мало имеет отношения к обмену реальными знаниями или выработке конкретных решений. За редкими исключениями. Например, ссора членов РСДРП на III Съезде в Лондоне в 1905 году родила термин «большевики» и определила судьбу нашей страны на долгие годы.

Спросите тех, кто 15-20 лет назад бывал на мероприятиях Microsoft или IBM, и они вам подтвердят, что собственно общению инженеров там всегда отводилась второстепенная роль. А вот рестораны, боулинг и сауны приятно разнообразили поток сонных презентаций маркетантов и администраторов высокого уровня. В кулуарах делились квоты продаж по регионам и сглаживались (или разжигались) конфликты конкурентов.

Сессия!

Так же и в образовании. Половина наших родителей с высшим образованием получали его во времена СССР, как тогда было принято говорить, «без отрыва от производства», т.е. заочно. Главным мероприятием в этом процессе были, конечно, сессии. А основным содержанием сессий было неформальное общение съехавшихся на месяц из разных мест в институт великовозрастных школяров. В отличие от дневников (студентов дневной формы обучения), живших на стипендию в 40 рэ, заочники, люди с производства, не были ограничены в денежных средствах. Видели бы вы, как мощно гуляли заочники. Какая там учеба, почки бы уцелели!

Переподготовка кадров в самых развитых отраслях индустрии, в госуправлении, в медицине и педагогике – процедура регулярная и обязательная, проводилась так: обучающиеся съезжались в учебные центры в столицах и слушали лекции, сдавали тесты и экзамены, получали сертификаты и дипломы. Но главной частью программы для любого курсанта были, конечно, столичные выставки, театры, концертные залы и «романтика белых ночей» (для тех счастливчиков, кто в это время в Питере) и романтика во всех других вариантах.

На эти мероприятия тратились огромные ресурсы. Оплачивались переезды и перелеты. Выплачивались командировочные. На обслуживание потока «заочников» работала гостиничная отрасль. Ценные специалисты (а кого же еще посылают на переподготовку?) отрывались от работы. Да и качество такого образования часто оказывалось сомнительным. Не зря же в те времена его часто называли не заочным, а «заушным».

Поэтому тема реального удаленного образования всегда была актуальной. Из успешных реализаций прошлых лет можно назвать Заочную математическую школу МГУ. Оттуда обычной почтой рассылались задания, обратно возвращались решения учеников. Их оценивали московские преподаватели, отбирали себе одаренную школьную молодежь. Такой метод обучения назывался корреспондентским.

Первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Лондона — был создан в Великобритании в 60-х годах прошлого века. Учредителем университета выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин. За сорок лет работы Открытый Университет окончили более 3 миллионов человек!

e-Learning — Образование для всех

С появлением интернета дистанционное обучение стало развиваться еще более энергично и обрело дополнительные возможности.

Технологии e-Learning позволяют сделать процесс обучения прозрачным: преподаватель видит, сколько времени студент занимался, как он накапливает знания, навыки, баллы. Студент, со своей стороны, волен в выборе преподавателя и курса, может заниматься в удобное ему время, в том месте, где сейчас находится. Современная связь, скайп и видеоконференции позволяют обсудить сложные вопросы лично и в группе. Для нынешних молодых людей, живущих online, это очень органично, позволяет им всегда оставаться в привычном информационном контексте.

Сейчас Северная Америка лидирует в дистанционном обучении. Более 90% университетов, колледжей и школ применяют технологии e-Learning. Но их быстро догоняют страны Азии и, прежде всего, Китай, ежегодно уполторяющий число студентов-заочников.

В прошлом году объем мирового рынка e-Learning достиг 107 млрд. долларов. А через десять лет он удвоится: ежегодно удаленно будут обучаться 600-700 миллионов человек, т.е. в 2,5 раза больше, чем традиционным, очным способом. Огромный, быстро растущий глобальный рынок.

Что очень важно: с технологией e-Learning доступ к знаниям получают те, у кого нет средств и возможности поехать учиться в столичные города или престижные университеты за границей. Но речь идет не только об академическом образовании, обучении молодежи.

Образовательными технологиямиe-Learning пользуются все мало-мальски развитые фирмы с требованием повышения компетенции персонала. В США подсчитано, что 90% фирм с численностью персонала более 1500 человек переподготавливают свой персонал дистанционно. И уж точно так работают все, у кого есть филиальная сеть.

На весенней волне

Когда в 2004 году молодая команда iSpring впервые выпустила на рынок свой конвертер для просмотра файлов презентаций PowerPoint в окне обычного интернет-браузера, ребята из Йошкар-Олы и не подозревали, в какое большое путешествие они отправились. Но в результате оказались включенными в бурно развивающуюся глобальную систему e-Learning. Это как весенний сплав: начать нужно когда вода высокая. И, если команда умелая и способная рискнуть, то мощный поток через пороги и буруны из тесноты малой реки обязательно вынесет на грандиозные просторы совсем другого масштаба.

Экстремальный сплав по горной реке

Так в чем же инсайт iSpring’а? Вам это реально интересно? Тогда опять начнем издалека.

Мировой лидер в области инструментов для разработки электронных курсов и организации дистанционного обучения.

Главный способ наглядного представления информации, существовавший задолго до появления компьютера – презентация. Важнейший инструмент преподавания. Проиллюстрировать свои слова картинками и выстроить из них последовательность, поддерживающую весь рассказ - что может быть доходчивей, верно? Так поступает каждый хороший учитель. Издательство «Просвещение» рассылало по школам Советского Союза папочки с наглядными пособиями еще в 20-х годах ХХ века. С появлением компьютера этим инструментом захотели пользоваться все преподаватели.

За последние 25 лет появлялись разные программы для создания и проведения презентаций. Отметились, конечно, и гранды – Microsoft и Apple. В 1988 году Microsoft присовокупил купленный на стороне PowerPoint к пакету из четырех офисных программ. И так от версии к версии, украшаясь и развиваясь, PowerPoint уютно жил в составе все расширяющегося Microsoft Office.

Как это часто бывает у больших корпораций, прекрасную программу упаковали в огромный офисный пакет наряду с другими великолепными программами и гордо предложили всему миру: каждый желающий может пользоваться PowerPoint на платформе Windows. И действительно, все стали им пользоваться для создания презентаций. Microsoft как бы поставил жирную точку (переведем с английского: power point) — тема закрыта.

Тем временем технологии не стояли на месте. Бурно развивающийся интернет освободил (как говорят программисты «расшарил») огромные пласты цифровой информации, обмен которой стал вестись на открытом для всех пользователей универсальном языке html.

В iSpring расценили «жирную точку» Microsoft как точку нового отсчета. Идея заключалась в том, чтобы преобразовать файлы презентаций из закрытого формата PowerPoint в открытый для всех формат, чтобы пользователь мог работать со слайдами в любом Интернет-браузере. В iSpring «освободили» презентации от PowerPoint, дали им новую жизнь в Интернет, помогли выпустить их на волю.

В iSpring говорят: «We make PowerPoint spring to life».

Первыми покупателями конвертера iSpring были американские религиозные проповедники и сборщики благотворительных пожертвований, следом пошли продавцы и маркетологи различных сбытовых сетей, затем конвертер iSpring купила база ВВС США на Филиппинах. Покупателем продукта iSpring стала даже знаменитая Tesla Илона Маска. И все они писали отзывы (не всегда восторженные) и пожелания разработчикам.

В Йошкар-Оле их внимательно анализировали и изучали круг своих клиентов. Постепенно стало ясно, что основной поток заинтересованных и компетентных комментариев идет от клиентов, так или иначе работающих в сфере e-Learning.

А опыт создания специализированной программы для e-Learning у йошкаролинцев уже был. За пару лет до того американский профессор персидского происхождения Захед Шейх из университета города Феникса заказал им инструмент для разработки онлайн-курсов. Продукт был написан и «отгружен» заказчику. Однако в серьезную работу он у американца не пошел. Йошкаролинцы посмотрели на ситуацию глубже и увидели, что в этом провинциальном американском университете «учатся» полмиллиона (!) студентов. Типичная «фабрика дипломов». Наши не сочли нужным в этом участвовать и пару лет отмахивались от всего, что связано с e-Learning.

Между тем e-Learning сам «постучал в двери» настойчивыми запросами совсем других клиентов, делающих реальные результаты на дистанционном обучении. В итоге iSpring пришлось начать развивать свой продукт в направлении e-Learning, разбираться в подробностях дистанционного обучения, шаг за шагом улучшать функционал.

Совершенствование продукта постепенно делало марку iSpring все более популярной на заокеанском образовательном рынке. У русской команды накопился уникальный опыт в этой отрасли. В результате iSpring стала одним из мировых лидеров в создании ПО для удаленного обучения, потеснив мощных американских конкурентов Adobe Systems и Articulate Global.

Перечень их зарубежных клиентов впечатляет:

В России с помощью продуктов iSpring дистанционное обучение осуществляют нефтяники и газовики, банкиры и страховщики, торговые сети и страховые компании, авиакомпании и автодилеры, энергетики и сталевары.

iSpring – проект авторский.

По мнению основателя iSpring Юрия Ускова, есть намного более короткий и менее трудоемкий путь к успеху: сделать минимально значимый продукт (это так и называется по-американски: minimum valuable product) и пойти с ним искать инвестора.

Самый известный пример – Стив Джобс. Именно сторонние инвестиции позволили ему так ярко стартовать Apple. Другое дело, что автором технического инсайта Apple был другой Стив – Возняк. Маркетинговый гений Джобса опирался на идеи и навыки Возняка. На этапе раннего старта юношеская дружба двух Стивов была сильнейшим творческим ресурсом. Но потом дружба кончилась. Появились другие инженеры с другими идеями. Между инженерией и маркетингом образовался зазор, который заняли внешние инвесторы. Они тянули в свою сторону, требуя роста прибылей. Гонка за ростом биржевых котировок акций стала сильнее влиять на бизнес-стратегию Apple. Деньги ради денег…

Деньги – побочный продукт бизнеса.

Юрий Усков, руководитель iSpring

Первые легендарные и главные нынешние продукты iSpring разработаны коллективом программистов во главе с Юрием Усковым. Они развивают эти продукты более 10 лет. Компания тратит время и силы на поиск новых возможностей для пользователей, когда они еще даже не заявлены, стремится предугадать развитие тенденций технологий e-Learning на ближайшее будущее. Порой фирма поступается вроде бы выгодными, доходными проектами, чтобы не упустить главное – развитие своих основных продуктов: iSpring Suite, iSpring Learn, iSpring Cloud.

При этом, Юрий Усков ставит своей команде
стратегическую цель бескомпромиссно:

В будущем iSpring должен стать стандартом на инструменты для дистанционного обучения во всем мире.

— Юрий Усков